Квартира №50 (еще до революции была объединена с квартирой №41)

Общежитие женских курсов до революции и коммуналка — после, в которой жили маникюрша и секретарь секретного спецотдела, бригадир и официантка, а самое главное — Михаил Булгаков с женой Татьяной Лаппа. Квартира стала прообразом «нехорошей квартиры» из романа «Мастер и Маргарита». А в 2007 году в ней утвердили музей М. А. Булгакова.

1900–1910-е

До революции в девяти квартирах шестого подъезда дома № 10 на Большой Садовой располагалось общежитие московских Высших женских курсов. На втором этаже курсистки жили в 37-й, 46-й и 47-й квартирах, на третьем — в 48-й, 49-й, и на четвертом — в 41-й, 50-й, 51-й. Илья Пигит строил доходный дом для интеллигенции — со студиями для художников, с четырех- и пятикомнатными квартирами, с ваннами и телефонами. И только в шестом подъезде, перед сдачей в эксплуатацию последней части дома, квартиры частично перепланировали под общежитие Высших женских курсов. Первые девять лет общежитием заведовала Л. В. Чоколова, а затем — Н. И. Иванова. Это было общежитие старейших в России Высших женских курсов. Владимир Иванович Герье открыл их в 1872 году и он существовали с перерывом (1888–1900) до 1918 года. В. И. Герье умер в 1919-м. После этого на их базе создали, так называемый 2-й МГУ (1918–1930), с 1930-го — Московский государственный педагогический институт, с 1990-го — Педагогический университет.

В первые десятилетия существования курсов свидетельство об их окончании никаких прав выпускницам не предоставляло, то уже в «Уставе о Высших Женских курсах» 1906 года говорилось, что московские Высшие женские курсы «есть автономное учреждение, управляемое на основании Устава …коллективными органами управления — советом преподавателей, деканом и советом попечителей», окончившим его «выдается свидетельство о прохождении курса равнозначительное с дипломами соответствующих факультетов университетов». На курсы принимали девушек разных сословий, которые закончили средние учебные заведения. На Высших женских курсах учились В. П. Воскресенская — дочь православного священника, Белла Розенфельд — первая жена художника Марка Шагала — иудейка, Т. П. Краснопевцева — дворянка, дочь надворного советника.

Фотографии общежития Высших женских курсов Герье

Фотографии общежития Высших женских курсов Герье

1920-1930-е

В 1918 году доходный дом Пигита национализировали и превратили в рабочую коммуну бывшей типографии И. Машистова. Сама типография до революции находилась на противоположной стороне Большой Садовой. Ввысшие женские курсы закрыли, и шесть из девяти квартир объединили по две: 46/37, 48/39, 50/41. Для этого между ними снесли стены и в итоге такой перепланировки квартиры остались без ванных комнат. Первый в Москве дом-рабкоммуну заселили работниками московских типографий. В таком виде он существовал до 1922 года. Причем в документах того времени особенно подчеркивалось, что за это время рабочие привели «своим аккуратным ведением хозяйства в образцовое состояние владение». Тем не менее, в мае 1922 года, несмотря на протесты отдельных жильцов, анонимную жалобу и последовавший за ней визит специальной инспекции, дом все же передали в эксплуатацию новому жилищному товариществу.

Циковский Н.С. (?). Дом Коммуны на Садовой. 1921 г. Лист 77. Литография с тоном

Циковский Н.С. (?). Дом Коммуны на Садовой. 1921 г. Лист 77. Литография с тоном

Квартира № 50 — одна из немногих, где постоянно происходили перемещения жильцов. В 1925 году от прежнего состава осталась только половина. Анна Федоровна Горячева (прототип Аннушки из «Мастера и Маргариты») и ее сын Михаил переехали в квартиру № 33. Торговка пирожками Ирина Павловна Трубицына выписалась в неизвестном направлении. Иван Сергеевич Епишин переехал в квартиру № 13, а Наталья Егоровна Кулагина переселилась в квартиру № 35. Михаил Булгаков выехал из квартиры в ноябре 1924 года, а его жена Татьяна Николаевна Лаппа переехала в квартиру № 34 к Манасевичам. Еще два жильца — Соломон Львович Агронович и Яков Аркадьевич Гитин выписались из квартиры и больше не появлялись в списках и документах дома. Вместо них въехали трое новых жильцов со стороны — А. М. Овчинников, П. П. Овчинникова и С. И. Авакумов.

Список жильцов квартиры № 50 в апреле 1924 года

Фамилия, имя и отчествоВозрастМесто службыСостоит ли членом жил. т-ваИмеет ли право быть членом ж. т. по норме устава от 10 марта 24 г.Отметка районной избирательной комиссии
Горячева Анна Федоровна53На иждивении мужаДаИмеет
Горячев Михаил Николаевич20Слушатель Рабфака ПокровскогоДаИмеет
Болтырев Василий Иванович35Краскотер 2-й Московской фабрики ГознакДаИмеет
Мильгунова-Болтырева Екатерина Петровна35Приемщица 1-й образцовой типографииДаИмеет
Трубицина Ирина Павловна54На иждивении зятя. Торгует пирожкамиДаИмеет
Кузнецов Иван Макарович29Продавец лавки Лупинского НетВременно
Епишин Никита Сергеевич25Безработная на Бирже трудаДаИмеет
Епишин Иван Сергеевич30Рабочий хлебопекарниДаИмеет
Епишина-Куликова Наталья Ивановна21На иждивении мужаДаИмеет
Лучинина Евдокия Сергеевна23Безработная на Бирже трудаНетНе имеет
Кулагина Наталья Егоровна35Безработная на Бирже трудаДаИмеет
Булгаков Михаил Афанасьевич32Сотрудник газеты «Гудок»ДаИмеет
Булгакова Татьяна Николаевна30На иждивении мужаДаИмеет
Агронович Соломон Львович20Слушатель курсов МОСОДаНе имеет
Гитин Яков Аркадьевич19То жеНетНе имеет
Карнаков Владимир Иванович22Печатник типографии Кооперативное издательствоДаИмеет
Карнакова Мария Ивановна21На иждивении мужаДаИмеет
Радионцев Николай Федорович43Наборщик профтехшколыДаИмеет

Михаил Булгаков в квартире № 50

В этой квартире Михаил Афанасьевич Булгаков жил с осени 1921 до лета 1924 года. В ней разворачиваются действия романа «Мастер и Маргарита». Вместе с писателем и его женой Т. Н. Лаппа в квартире № 50 жили еще 16 человек (в том числе знаменитая Аннушка). Здесь Булгаков написал роман «Белая гвардия», повести «Дьяволиада» и «Роковые яйца», множество очерков и фельетонов.

Михаил Булгаков. 1926 год. Из собрания Музея М. А. Булгакова

Михаил Булгаков. 1926 год. Из собрания Музея М. А. Булгакова

История семьи Булгакова и Лаппа

История семьи Булгакова и Лаппа

1940–1970-е

Главным источником сведений о жильцах дома за 1940–1970-е годы послужили три домовые книги — для удобства они пронумерованы: домовая книга 1 (1940–1944), домовая книга 2 (1944–1958), домовая книга 3 (1958–1970-е).

Согласно списку, составленному в 1940 году, в квартире № 50 проживали 34 человека — секретарь секретного спецотдела, родившийся в Нью-Йорке, маникюрша в парикмахерской на улице Горького, бригадир на макаронной фабрике, портниха, телеграфистка, официантка в гостинице «Метрополь» и другие.

Cписок жителей на 1940 год

Cписок жителей на 1940 год

Согласно списку домовой книги 3 1958 года, в квартире № 50 проживали уже 25 человек — журналист газеты «Промышленность строительных материалов», связистка в гостинице «Националь», закройщик в пошивочной мастерской и другие.

Список жителей на 1958 год

Список жителей на 1958 год

Воспоминания Натальи Саркисьянц о жильцах квартиры

Наталья Михайловна Саркисьянц родилась в 1943 году. В 1923 году (согласно домовой книге) или не позже 1921 года (по воспоминаниям Натальи Саркисьянц) в квартиру № 50 въехали ее дедушка Иван Макарович Кузнецов (1894 г. р.) и бабушка Наталья Васильевна Кузнецова, в девичестве Козлова (1897 г. р.). Оба родились в одной деревне Дорки Коломенского уезда Московской губернии. Бабушка, по рассказам Натальи Саркисяьнц, до революции работала на московской телефонной станции. В 1920-е годы Иван Макарович торговал в лавке Лупинского, а потом занимал должность приемщика в магазине № 5 Москворецкого района, работал заместителем заведующего продуктового магазина № 1 и директором магазина № 19. После замужества Наталья Васильевна не работала. Лишь в войну она была вынуждены начать шить на дому.

У Кузнецовых было две дочери — Тамара, в замужестве Аборкина (1924 г. р.) и Маргарита (1921 г. р.) — мать Натальи Саркисьянц. В 1918 или 1919 году у Кузнецовых родилась первая дочь, которую они назвали Тамарой, но она заболела в младенчестве дифтеритом и умерла. Наталья Михайловна предполагает, что как раз эта трагедия могла лечь в основу рассказа Булгакова «Стальное горло».

История семьи Кузнецовых

История семьи Кузнецовых

Фотография во дворе дома на фоне корпуса художественных мастерских. Тамара Кузнецова стоит справа от мальчика с мячом в шляпке и в пальто с крупными пуговицами. Предположительно автор фотоснимка отец Тамары Иван Макарович Кузнецов. По воспоминаниям Натальи Саркисьянц, он увлекался фотографией. 13 мая 1931 года

Фотография во дворе дома на фоне корпуса художественных мастерских. Тамара Кузнецова стоит справа от мальчика с мячом в шляпке и в пальто с крупными пуговицами. Предположительно автор фотоснимка отец Тамары Иван Макарович Кузнецов. По воспоминаниям Натальи Саркисьянц, он увлекался фотографией. 13 мая 1931 года

Фотографии Кузнецовых-Аборкиных-Саркисьянц

Фотографии Кузнецовых-Аборкиных-Саркисьянц

В 1924 году в квартиру въехала семья Корнаковых. Согласно списку 1924 года, Владимир Иванович (1901–1959) работал печатником, а его жена Мария Ивановна (1902 г. р.) находилась «на иждивении мужа». Однако в домовой книге за 1940 год значится, что семья Корнаковых вернулась в СССР из Нью-Йорка, и Владимир Иванович занимал должность секретаря специального отдела в управлении гражданским воздушным флотом. Мария Ивановна работала маникюршей в парикмахерской № 5 на улице Горького, 28. Впоследствии она делала маникюр в студии имени Станиславского. В 1923 году у них родился сын Георгий, который в 1940–1950-е годы работал референтом во Всесоюзном обществе культурных связей с заграницей.

Из воспоминаний о Корнаковых:

У Корнаковых сын был Гера — красивый такой парень, взрослый, он моей мамы ровесник. И он все время говорил: «Наташка, я, — говорит, — не женюсь, я подожду, пока ты вырастешь. Я на тебе женюсь». И я была уверена, что он на мне женится. И когда он привел себе сюда невесту, я очень на него обиделась. И думаю: «Как это так, обманул…». Он умер рано очень, молодым умер, у него было расширенное сердце. То есть вот такое, что занимало чуть ли не всю грудную клетку, как мне мама рассказала. У них очень было красиво в комнате — много немецких безделушек, вазочки с какими-то там порхающими бабочками, ангелочками. Я к ним приходила всегда в комнату, руки за спину прятала, чтобы ничего не трогать, потому что они мне трогать не разрешали, и только ходила и смотрела».

С 1922 года в квартире № 50 проживала семья Епишиных. В 1920-е годы Иван Сергеевич Епишин (1894 г. р.) работал в хлебопекарне, а его брат Никита Сергеевич (1898 г. р.) числился безработным. Никита женился на портнихе Полине Андреевой, и в 1926 году у них родилась дочь Вера, которая впоследствии работала телеграфисткой, а затем в Министерстве иностранных дел. Никита Сергеевич сначала работал слесарем, потом, как и его старший брат Иван, бригадиром пекарни. Впоследствии Никита устроился мастером-кондитером в столовую-кофейню гостиницы «Интурист».

Из воспоминаний Натальи Саркисьянц о семье Епишиных:

Дети Верочки были помладше меня. У них на Новый год была очень красивая елка. И такие лампочки горели. Они видимо откуда-то из-за рубежа привезли, потому что таких у нас не было лампочек — длинненьких, витых, и там какие-то пузырьки все время бегали. Детям Веры я кукольный театр показывала, какие-то придумывала сама сказки. Мы билеты рисовали, продавали. Ну, не продавали, а играли так.

Наталья Васильевна Кузнецова, жена Ивана Макаровича Кузнецова. 1920-е годы

Наталья Васильевна Кузнецова, жена Ивана Макаровича Кузнецова. 1920-е годы

С 1921 года в квартире № 50 жила семья Дорофеевых. Наталья Михайловна Саркисьянц вспоминает Валентину Григорьевну Дорофееву (1912 г. р.), которая работала официанткой в ресторане гостиницы «Националь» (впоследствии она работала там же связисткой):

Валя Дорофеева работала то ли в «Метрополе», то ли в каком-то другом крупном ресторане. Вот у нее всегда очень хорошо пахло кофе в комнате, я очень любила приходить, залезала под стол и смотрела глянцевые журналы. У нее были глянцевые журналы, не знаю, где она их брала, но брала откуда-то, приносила.

Тамара Аборкина (в девичестве Кузнецова) вместе с соседками —  Клавдией Александровной Дорофеевой (работала контролером в Московском доме кино) и Валентиной Григорьевной Дорофеевой (работала официанткой в ресторане гостиницы «Националь»)

Тамара Аборкина (в девичестве Кузнецова) вместе с соседками — Клавдией Александровной Дорофеевой (работала контролером в Московском доме кино) и Валентиной Григорьевной Дорофеевой (работала официанткой в ресторане гостиницы «Националь»)

С 1934 года в квартире № 50 жила Гейнрих Нина Николаевна (1901 г. р.), которая работала модисткой на разных московских фабриках. У нее был сын Николай Александрович, трудившийся грузчиком на фабрике «Большевик». Наталья Саркисьянц воспоминает:

У Гейнрих был сын Николай, ровесник моей мамы. Они такие были цыганистого типа, Коля был таким черным, кудрявым. И мама его тоже такая черная, кудрявая. Я помню, у них был еще родственник — какой-то священнослужитель. Он приезжал сюда к ней то ли из Одессы, то ли еще откуда-то. Такой крупный был мужчина с крестом, в рясе ходил.

1980–1990-е

В конце 1970-х годов коммунальную квартиру № 50 расселили. В 1983 году ее занял Гипротехмонтажстрой. Разные отделы этого инженерного бюро располагались и в других выселяемых квартирах дома, в основном в фасадной части. С начала 1984 года в «нехорошую квартиру» начали приходить посетители, прочитавшие роман «Мастер и Маргарита». В 1990 году Гипротехмонтажстрой выехал из квартиры, но аварийное состояние помещения не позволяло открыть в нем официальный музей. В 1994 году мемориальная квартира писателя была официально передана Фонду им. М. А. Булгакова под руководством Мариэтты Омаровны Чудаковой. Здесь организовывали выставки, проходили литературные вечера, концерты, и, несмотря на противодействие части соседей, а также аварийное состояние дома, фонд им. М.А. Булгакова превратил квартиру № 50 в одно из самых ярких, живых и интересных культурных мест Москвы.

Фрагменты документальных фильмов конца 1980-х — начала 1990-х годов, в которых показана «нехорошая квартира»

2000–2010-е

26 марта 2007 года в мемориальной квартире Правительство Москвы учредили первый в России государственный музей М. А. Булгакова

Музей Булгакова
 

Музей Булгакова продолжает собирать информацию по истории дома № 10 на Большой Садовой. Мы хотим рассказать историю каждой квартиры. Если вам есть чем поделиться — пишите нам на адрес dimaoparin@hotmail.com, звоните по телефону +7 (495) 699 53 66 и присоединяйтесь к проекту!