Мастерская Георгия Якулова

Фотография Георгия Якулова 1901 года из личного дела студента Московского училища живописи, ваяния и зодчества. РГАЛИ. Ф. 680. Оп. 2. Ед. хр. 1754. Л. 1 об.
История мастерской и некоторые памятные предметы из фонда Музея М.А. Булгакова
Художник Георгий Якулов
Среди самых известных жителей дома № 10 можно назвать и армянского художника Георгия Якулова (1884-1928). Он родился в Тифлисе, в 1893 году переехал с матерью в Москву. Учился в Лазаревском институте восточных языков и в Училище живописи, ваяния и зодчества, участвовал в Русско-японской войне. Представлял свои произведения на выставках «Мира искусства», работал над оформлением московских кафе, занимался оформлением спектаклей в Камерном театре Таирова. В 1927 году по заказу Дягилева Якулов оформил балет Прокофьева «Стальной скок» в Париже. Работы Якулова хранятся в Третьяковской галерее, Национальной галерее Армении и в частных коллекциях.
Георгий Якулов и история дома № 10
Георгий Якулов въехал в мастерскую № 38 в 1918 году и жил и работал в ней до самой смерти. Эта мастерская была известна всей литературной, театральной и художественной Москве 1920-х годов. Ее посещали Всеволод Мейерхольд, Александр Таиров, Алиса Коонен, Анатолий Мариенгоф, Владимир Щуко, Анатолий Луначарский, Вадим Шершеневич и многие другие. В 1921 году здесь познакомились Айседора Дункан и Сергей Есенин. Якулов снял не только мастерскую, но и комнату в квартире № 8, в фасадной части дома, для своей матери и старшей сестры Варвары, чья дочь Ольга Сергеевна Логвинова, в девичестве Шелковникова (1901–1980-е гг.) прожила в доме до 1980-х. Жена Георгия Якулова Наталья Юльевна Шиф (1888–1974) также прожила в доме № 10 до своей смерти.

Визитка Георгия Якулова, переданная им художнику Модесту Дурнову с запиской в 1921 году (РГАЛИ. Ф. 965. Оп. 1. Ед. хр. 45. Л. 5; 5 об)
История мастерской Якулова в XX веке
Мастерская Георгия Якулова – уникальное место на художественной карте Москвы. В 1900-е годы студию № 38 арендовал меценат, коллекционер русского и западного искусства, редактор-издатель журнала «Золотое руно» Николай Павлович Рябушинский (1877–1951).
В конце 1910 года в этой студии начал работать художник Петр Петрович Кончаловский (1876-1956). В 1914 году Кончаловский ушел на Первую мировую войну, а мастерскую заняла танцовщица Инна Чернецкая (1894-1963). Ранее искусствоведы, историки и биографы Якулова считали, что художник начал работать в мастерской № 38 в 1920 году, однако, недавно мы узнали, что на два года раньше.
Инна Чернецкая устроила в мастерской свою школу-студию. Созданный ею танец, стремившийся к слиянию хореографии с живописью, музыкой и драмой, получил название «синтетического». По возвращению с войны в 1917 году Кончаловский переехал на этаж выше — в мастерскую № 40. В 1918 году из-за Гражданской войны Чернецкая, отправилась с маленьким ребенком к мужу на юг и застряла в Кисловодске, откуда не могла выехать. Свою студию она поручила другу художнику Георгию Якулову. Впоследствии в воспоминаниях она писала: «Связь с Москвой прекратилась. Как и когда вернусь в Москву — не знала. Свою московскую студию я передала другу, художнику Жоржу Якулову — художнику Камерного театра. Ему там будет хорошо, уютно, тепло. Студия была на Большой Садовой д. № 10. Жорж радовался свету и теплу. Окно во всю стену, дрова на всю зиму. Пианино, картины, книги…» (Фонд Чернецкой, неизданные воспоминания, библиотека Союза театральных деятелей).
Самое подробное описание мастерской Якулова оставил его друг и впоследствии хозяин этой студии художник Семён Аладжалов:
Я очутился в огромной и высокой комнате, одна стена которой от пола до потолка была вся занята большим окном, Слева у входа крутая деревянная лестница вела на антресоли, построенные по эскизу Якулова. Кое-где, в мастерской, в беспорядке стояли несколько стильных стульев, два мольберта и простые табуретки с красками. Вдоль стены помещался длинный рабочий стол с гладкой фанерной крышкой, также сделанный по эскизу Якулова. Над столом висело такое же длинное и узкое зеркало в светлой, резной раме. Справа от входа, высокая арка с занавесом разделяла мастерскую и примыкавшую к ней небольшую комнату, в которой находились секретер, диван, два мягких кресла и шкаф с рулонами бумаги, папками и книгами. В углу слева около большого окна мастерской стояла ванная колонка, а сама ванна находилась за стеной, в которую втыкались трубы колонки (С. И. Аладжалов. Георгий Якулов. Ереван, 1971, с. 216).
В 1929 году после смерти Георгия Якулова в мастерской начал работать его последователь и ученик, театральный художник Семён Аладжалов (1902-1987). Он родился в Баку в семье инженера Ивана Семёновича и Изабеллы Ивановны Аладжаловых. В 1920-е годы Семён Иванович работал художником-постановщиком в театре имени Сундукяна в Ереване, а с 1927 по 1933 год был главным художником театральной мастерской и заместителем директора по художественной части Дома культуры Армении в Москве, располагавшемся в бывшем здании Лазаревского института в Армянском переулке.
Музей Булгакова собирает фотографии и документы, связанные с историей мастерской Якулова. Пока в нашем фонде нет вещей самого Якулова или его произведений, однако, какие бы экспонаты мы ни принимали в дар из этой мастерской, они все оказываются так или иначе связаны с Георгием Богдановичем.
Содержание
Фотографии, переданные в дар Музею Булгакова, из архива Елены Арменовны Якуловой — внучки брата художника Георгия Якулова Александра Богдановича Якулова.
- Александр Богданович Якулов, 1914 год. Александр Богданович Якулов (1873–1938) приходился братом художнику Георгию Богдановичу, работал юристом. Фото-ателье «Идеал» принадлежало Биргану Георгию Леопольдовичу и находилось по адресам: Арбат, 40 и Тверская, 33
- Ольга Сергеевна Логвинова (1901–1980-е) — племянница Георгия Якулова, дочь его сестры Варвары. До 1947 года жила в квартире № 8, с 1947 года — в квартире № 35. 1920-е годы.
- Ольга Сергеевна Логвинова. 1940-е годы.
Фотографии и документы, переданные в дар Музею Булгакова, из архива журналиста Марка Григоряна, часто бывавшего в мастерской в 1980-е.
В апреле 2021 года в Музей М.А. Булгакова заходил журналист Марк Григорян, внук армянского архитектора Марка Григоряна (1900-1978), дружившего с художниками Георгием Якуловым и Семеном Аладжаловым.
Марк Григорян (дед) познакомился с Семеном Аладжаловым еще в 1913 или 1914 гг. в Нахичевани-на-Дону, там они вместе учились в начале 1920-х годов в художественной школе имени Врубеля. С Якуловым Марка познакомил уже Аладжалов в Ереване в 1926 году. В 1980-е годы во время учебы в Москве Марк Григорян (внук) часто бывал в мастерской друга своего деда – Семена Аладжалова, который занимал мастерскую с 1929 года и до своей смерти в 1987 году. Мастерская Аладжалова в послевоенное время стала местом притяжения московско-ереванской армянской интеллигенции, зачастую происходившей из Нахичеваня-на-Дону, но профессионально реализовавшейся уже в Ереване и Москве. Здесь бывали композитор Арно Бабаджанян, художник Мартирос Сарьян, мастер художественного слова, артист Московской филармонии Сурен Кочарян. Через нашего научного сотрудника Александра Рогинского Марк Григорян передал в дар музею семейные фотографии, каталог выставки Семена Аладжалова и воспоминания своего деда Марка Григоряна о Семене Аладжалове и Георгии Якулове.
- Группа людей. Ростов-на-Дону, 1921-1924 гг. Крайний слева – Марк Григорян, крайний справа Семен Аладжалов. Из фонда Музея М.А. Булгакова. Дар Марка Григоряна.
- Марк Григорян (слева), Семен Аладжалов (справа). Ереван, 30 июня 1926 г. Снимок сделан неизвестным фотографом около дома на улице Спандаряна, где с 1924 по 1927 гг. проживали в одной комнате Григорян и Аладжалов. Из фонда Музея М.А. Булгакова. Дар Марка Григоряна.
- Группа людей в саду. Ереван, сентябрь 1941 г. Первый слева – Мартирос Сарьян, второй справа – Марк Григорян. Марк Григорян-внук предполагает, что это снимок мог быть сделан в саду Мартироса Сарьяна. Из фонда Музея М.А. Булгакова. Дар Марка Григоряна.
- Открытие выставки Семена Аладжалова. Ереван, апрель 1962 г. Слева направо: Семен Аладжалов, неизвестный, Марк Григорян, Татевик Сазандарян, актер Мурад Костанян, неизвестная, Мартирос Сарьян, актер и режиссер Вардан Аджемян, неизвестная, неизвестная. Из фонда Музея М.А. Булгакова. Дар Марка Григоряна
- Марк Григорян Ереван, 1975 г. Фотограф Василян. Снимок сделан в кабинете Марка Григоряна в Институте Арм Пром Проект (Ул. Октемберян – ныне Тиграна Меца – дом 4). Из фонда Музея М.А. Булгакова. Дар Марка Григоряна.
Страницы каталога выставки Семена Аладжалова с его инскриптом, обращенным к Марку Григоряну: “Дорогой Марк, спасибо за всю твою помощь в организации этой выставки. Сем. 22-IV-62″. Ереван, 1962 г. Тираж 300 экз. 16 с. Из фонда Музея М.А. Булгакова. Дар Марка Григоряна.
Известный армянский художник Мартирос Сарьян мог бывать в гостях в московской мастерской Якулова, однако, достоверных подтверждений этому нет. Он точно приходил в гости к Семену Аладжалову. Сарьян был дружен еще с одной интеллигентной армянской семьей, жившей в доме № 10 – Бархударянами.

Портрет Александра Васильевича Бархударяна. Мартирос Сарьян. 1933 год. Из собрания Музея М.А. Булгакова, дар семьи Бархударянов.

До революции в квартире, где в 1920-х годах Якулов поселит мать с сестрой, жила семья Вильмеров. Открытка Марии Вильмер из Жмеринки. 1909 год. Из собрания Музея М.А. Булгакова, дар Татьяны Бонч-Бруевич
Музей Булгакова продолжает собирать информацию по истории дома № 10 на Большой Садовой. Мы хотим рассказать историю каждой квартиры. Если вам есть чем поделиться — пишите нам на адрес dimaoparin@hotmail.com, звоните по телефону +7 (495) 699 53 66 и присоединяйтесь к проекту!