Михаил Булгаков

В двадцатых числах сентября 1921 года Михаил Булгаков приехал с юга страны в Москву и разыскал свою жену Татьяну Лаппа, которая прибыла несколькими неделями раньше. Несколько дней они скитались по друзьям и родственникам, а потом их пустил жить к себе Андрей Земский — муж Надежды Булгаковой (сестры писателя). Он собирался в Киев и оставил Булгакову свою комнату в коммунальной квартире № 50. Здесь Булгаков написал роман «Белая гвардия», повести «Дьяволиада» и «Роковые яйца», множество очерков и фельетонов.

Вместе с Булгаковым и его женой в квартире № 50 жили еще 16 человек — торговка пирожками, рабочий хлебопекарни, наборщик профтехшколы, торговец в лавке, несколько безработных и другие. Все они постоянно ссорились, ругались, дрались, писали друг на друга кляузы и пытались выжить соседей с жилплощади.

Михаил Булгаков. 1926 год. Из собрания Музея М. А. Булгакова

Михаил Булгаков. 1926 год. Из собрания Музея М. А. Булгакова

Квартира № 50 — одна из немногих, где постоянно происходили перемещения жильцов. В 1925 году от прежнего состава осталась только половина. Анна Федоровна Горячева (прототип Аннушки из «Мастера и Маргариты») и ее сын Михаил переехали в квартиру № 33. Торговка пирожками Ирина Павловна Трубицына выписалась в неизвестном направлении. Иван Сергеевич Епишин переехал в квартиру № 13, а Наталья Егоровна Кулагина переселилась в квартиру № 35. Михаил Булгаков выехал из квартиры в ноябре 1924 года, а его жена Татьяна Николаевна Лаппа переехала в квартиру № 34 к Манасевичам. Еще два жильца — Соломон Львович Агронович и Яков Аркадьевич Гитин выписались из квартиры и больше не появлялись в списках и документах дома. Вместо них въехали трое новых жильцов со стороны — А. М. Овчинников, П. П. Овчинникова и С. И. Авакумов.

Первые месяцы непрописанного Булгакова тоже пытались всеми правдами и неправдами выжить из квартиры, чтобы захватить его большую и светлую комнату. Председателем домового управления осенью 1921 года был 43-летний Василий Осипович Осипов из квартиры № 30 — «картонажник-вырубальщик 16-й типографии Мосполиграфа» (ЦГА Москвы. ОХД после 1917 года. Ф. 2433. Оп. 4. Д. 725. Л. 75 об).

О попытках Булгаковых прописаться вспоминала позднее Татьяна Лаппа:

И в домоуправлении были горькие пьяницы, они все ходили к нам, грозили выписать Андрея [Земского] и нас не прописывали, хотели, видно, денег, а у нас не было.

Но Булгаков не собирался сдаваться. Он написал письмо Надежде Константиновне Крупской, и она прислала записку в правление дома с просьбой прописать сотрудника ее ведомства (то есть Главполитпросвета) Михаила Булгакова. Ошарашенные члены домового управления немедленно Булгакова прописали, но, несмотря на это, все равно продолжали угрожать выселением. В письме от 18 апреля 1922 года Михаил жаловался сестре Надежде: «Вероятно (а может быть, и нет), на днях сделают попытку выселить меня, но встретят с моей стороны сопротивление на законн[ом] основании (должность: у Боба старшим инженером служу с марта). Прилагаю старания найти комнату. Но это безнадежно». Булгакову пришлось смириться с тем, что ближайшие годы, ему предстояло провести, как он сам писал, в «гнусной комнате гнусного дома»

Страница из списка жителей на апрель 1924 года. Михаил Булгаков второй сверху. ЦГА Москвы. ОХД после 1917 года, Ф. 2433. Оп. 4. Д. 725. Л. 79.

Страница из списка жителей на апрель 1924 года. Михаил Булгаков второй сверху. ЦГА Москвы. ОХД после 1917 года, Ф. 2433. Оп. 4. Д. 725. Л. 79.

Булгакову очень не хватало уюта и спокойной жизни благополучных дореволюционных лет, поэтому он, как мог, пытался наладить быт в комнате склочной коммуналки.

Татьяна Лаппа вспоминала:

Ничего не было. А там, значит, диван был, зеркало большое, письменный стол, походная кровать складная, два шкафчика было… Один потом Мария Даниловна забрала и походную кровать тоже. Кресло какое-то дырявое было. Потом, как-то я иду по улице, вдруг: «Тасечка, здравствуйте»“ — жена казначея из Саратова. Она уже в Москве жила, и у них наш стол оказался и полное собрание Данилевского. И вот, мы с Михаилом тащили это через всю Москву. Старинный очень стол, еще у моей прабабушки был.

Кроме этого на рынке Булгаков купил красивую черную полку с русалками — она сохранилась до сих пор и выставлена в той самой булгаковской комнате квартиры № 50.

Чуть позднее, в октябре 1923 года Булгаков присмотрел симпатичный мебельный гарнитур: «Сейчас смотрел у Семы гарнитур мебели, будуарный, за очень низкую плату — 6 червонцев. Решили с Тасей купить, если согласятся отсрочить платеж до следующей недели. Завтра это выяснится, иду на риск — на следующей неделе в „Недрах“ должны уплатить за „Дьяволиаду“». За «Дьяволиаду» Булгакову уплатили — он купил гарнитур, а затем рассчитывал приобрести еще и ковер. Ковер у писателя так и не появился, но изящный гарнитур, не очень, правда, подходящий к обстановке коммунальной квартиры, еще несколько лет создавал уют в обшарпанной комнате. Татьяна Лаппа хорошо запомнила этот гарнитур: «…у нас высокий потолок был, а мебель такая миниатюрная. Но комнату украшала хорошо».

Михаил Булгаков. 1928 год. Фотограф Михаил Наппельбаум. Из собрания Музея М. А. Булгакова

Михаил Булгаков. 1928 год. Фотограф Михаил Наппельбаум. Из собрания Музея М. А. Булгакова

Комната Булгаковых располагалась ровно напротив кухни — от главного коммунального поля битвы их отделяла только тонкая полоска коридора. В своем дневнике 1922–1925 годов Булгаков крайне нелестно отзывался о квартире и ее обитателях: «Я положительно не знаю, что делать со сволочью, что населяет эту квартиру».

Практически всех своих соседей по квартире и дому Булгаков описал в фельетонах первой половины 1920-х годов. Так, например, знаменитая Аннушка (виновница гибели Берлиоза в романе «Мастер и Маргарита») — Анна Федоровна Горячева — действительно жила в квартире № 50. Прототипом несчастного Никанора Ивановича Босого послужил председатель правления дома № 10 по Большой Садовой, 30-летний Николай Зотикович Раев, в 1925 году попавший под суд. В рассказе «Самогонное озеро» Булгаков, видимо, почти буквально описал будни квартиры № 50: «Утром в девять праздник начался матлотом, исполненным Василием Ивановичем на гармонике (плясала Катерина Ивановна), и речью вдребезги пьяного Аннушкиного Миши, обращенной ко мне. Миша от своего лица и от лица неизвестных мне граждан выразил мне свое уважение. В 10 пришел младший дворник (выпивший слегка), в 10 ч. 20 м. старший (мертво пьяный), в 10 ч. 25 м. истопник (в страшном состоянии). Молчал и молча ушел. 5 миллионов, данные мною, потерял тут же в коридоре. В полдень Сидоровна нахально не долила на три пальца четверть Василию Ивановичу». Булгаков посвятил дому 10 рассказ «№ 13. — Дом Эльпит—Рабкоммуна», в персонажах которого легко угадываются местные жители.

Татьяна Лаппа в своих воспоминаниях схожим образом отзывалась о соседях: «Купят самогону, напьются, обязательно начинают драться, женщины орут: „Спасите, помогите!“ Булгаков, конечно, выскакивает, бежит вызывать милицию. А милиция приходит — они закрываются на ключи, сидят тихо. Его даже оштрафовать хотели».

Обложка номера «Красного журнала для всех», где был опубликован рассказ М. Булгакова «№ 13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна», посвященный дому № 10. Дом в конце произведения сгорает дотла. Еще один пожар в доме № 10 случится на страницах романа «Мастер и Маргарита». Из собрания Музея М. А. Булгакова

Обложка номера «Красного журнала для всех», где был опубликован рассказ М. Булгакова «№ 13. — Дом Эльпит—Рабкоммуна», посвященный дому № 10. Дом в конце произведения сгорает дотла. Еще один пожар в доме № 10 случится на страницах романа «Мастер и Маргарита». Из собрания Музея М. А. Булгакова

Первая страница рассказа «№ 13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна». Красный журнал для всех, № 2. 1922. ГПИБ

Первая страница рассказа «№ 13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна». Красный журнал для всех, № 2. 1922. ГПИБ

В 1924 году Булгакову, наконец, удалось покинуть коммунальную квартиру № 50. В январе у него начался роман с приехавшей из эмиграции Любовью Евгеньевной Белозерской. Булгаков понимал, что скоро переедет к ней, но не хотел оставлять Татьяну Лаппа одну в страшной коммуналке. Летом Булгаков с женой перебрались в квартиру № 34, где жила семья бывшего коммерсанта Артура Борисовича Манасевича. Он боялся, что к нему подселят шумного пролетария, и поэтому решил самоуплотниться. Артуру Борисовичу посоветовали выбрать в жильцы тихих, интеллигентных Булгаковых.

Татьяна Лаппа вспоминала позднее:

У них там пять комнат было. В столовой Артур Борисович жил; в гостиной — его жена; еще в одной комнате женщина одна жила с сыном Вовкой, Фелицата Николаевна ее звали; прислуга жила при кухне, вместо ванны ей кровать поставили. А мы стали жить в последней комнате налево.

Осенью 1924-го года Булгаков навсегда покинул дом № 10 и поселился с Любовью Белозерской в небольшом деревянном флигеле в Обуховом (Чистом) переулке. Незадолго до переезда Булгаков подарил сборник «Недра» с повестью «Дьяволиада» писателю Георгию Гайдовскому с дарственной надписью: «Дорогому Георгию Николаевичу Гайдовскому на память от человека, просидевшего три года на Садовой, в надежде чего то достичь».

Позднее, уже в 1930-е годы, Булгаков обратился к своим воспоминаниям о жизни в доме № 10. Главный герой романа «Записки покойника» Максудов ведет раздвоенную жизнь — днем на скучной работе, а ночью за письменным столом — так же, как сам Булгаков, который днем работал в «Гудке», а по ночам, когда квартира затихала, сочинял «Белую гвардию».

В романе «Мастер и Маргарита» «нехорошая квартира» № 50 «вдовы ювелира де Фужере» стала местом обитания нечистой силы — именно сюда Булгаков поселил Воланда и его свиту. И здесь в 2007 году, спустя сорок лет после первой публикации романа, открылся государственный Музей М. А. Булгакова.

История квартиры № 50

История квартиры № 50

Музей Булгакова
 

Музей Булгакова продолжает собирать информацию по истории дома № 10 на Большой Садовой. Мы хотим рассказать историю каждой квартиры. Если вам есть чем поделиться — пишите нам на адрес dimaoparin@hotmail.com, звоните по телефону +7 (495) 699 53 66 и присоединяйтесь к проекту!