Квартира №38. Мастерская Георгия Якулова и Семёна Аладжалова

38_0

Меценат Николай Рябушинский, танцовщица Инна Чернецкая, Петр Кончаловский, театральные художники Георгий Якулов и Семен Аладжалов

1900–1910-е

В 1900-е годы студию № 38 арендовал меценат, коллекционер русского и западного искусства, редактор-издатель журнала «Золотое руно» Николай Павлович Рябушинский (1877–1951). Известно, что в сентябре 1908 года Рябушинский пытался покончить жизнь самоубийством у себя в мастерской: «Рябушинский из револьвера-браунинга выстрелил себе в грудь, пуля прошла навылет, задев легкое. Степень опасности врачами точно не определена, однако врачи надеются, что жизнь его будет спасена» («Новая Русь». 1908 год, 12 сентября).

В конце 1910 года в этой студии начал работать художник Петр Петрович Кончаловский. В 1914 году Кончаловский ушел на Первую мировую войну, а мастерскую заняла танцовщица Инна Чернецкая. Она устроила здесь свою школу-студию. Созданный ею танец, стремившийся к слиянию хореографии с живописью, музыкой и драмой, получил название «синтетического». По возвращению с войны в 1917 году Кончаловский переехал на этаж выше — в мастерскую № 40. В 1918 году из-за Гражданской войны Чернецкая, отправилась с маленьким ребенком к мужу на юг и застряла в Кисловодске, откуда не могла выехать. Свою студию она поручила другу художнику Георгию Якулову. Впоследствии в воспоминаниях она писала: «Связь с Москвой прекратилась. Как и когда вернусь в Москву — не знала. Свою московскую студию я передала другу, художнику Жоржу Якулову — художнику Камерного театра. Ему там будет хорошо, уютно, тепло. Студия была на Большой Садовой д. № 10. Жорж радовался свету и теплу. Окно во всю стену, дрова на всю зиму. Пианино, картины, книги…» (Фонд Чернецкой, неизданные воспоминания, библиотека Союза театральных деятелей).

Обложка журнала «Золотое Руно», № 5, 1908 год. Из собрания РГБ

Обложка журнала «Золотое Руно», № 5, 1908 год. Из собрания РГБ

1920–1930-е

В 1918 году мастерскую № 38 получил Георгий Богданович Якулов (1884–1928), один из самых ярких театральных художников Москвы 1920-х годов. Якулов снял не только мастерскую, но и комнату в квартире № 8 в фасадной части дома. В квартире были прописаны Якулов с женой Натальей, а также мать Якулова Сусанна Артемьевна. Георгий и Наталья жили отдельно в мастерской.

Георгий Богданович Якулов. 1910-е. Из личного архива его внучатой племянницы, внучки его брата Александра Елены Арменовны Якуловой

Георгий Богданович Якулов. 1910-е. Из личного архива его внучатой племянницы, внучки его брата Александра Елены Арменовны Якуловой

Самое подробное описание мастерской Якулова оставил художник Семён Аладжалов:

Я очутился в огромной и высокой комнате, одна стена которой от пола до потолка была вся занята большим окном, Слева у входа крутая деревянная лестница вела на антресоли, построенные по эскизу Якулова. Кое-где, в мастерской, в беспорядке стояли несколько стильных стульев, два мольберта и простые табуретки с красками. Вдоль стены помещался длинный рабочий стол с гладкой фанерной крышкой, также сделанный по эскизу Якулова. Над столом висело такое же длинное и узкое зеркало в светлой, резной раме. Справа от входа, высокая арка с занавесом разделяла мастерскую и примыкавшую к ней небольшую комнату, в которой находились секретер, диван, два мягких кресла и шкаф с рулонами бумаги, папками и книгами. В углу слева около большого окна мастерской стояла ванная колонка, а сама ванна находилась за стеной, в которую втыкались трубы колонки(С. И. Аладжалов. Георгий Якулов. Ереван, 1971, с. 216).

Визитка Георгия Якулова, переданная им художнику Модесту Дурнову с запиской в 1921 году (РГАЛИ. Ф. 965. Оп. 1. Ед. хр. 45. Л. 5; 5 об)

Визитка Георгия Якулова, переданная им художнику Модесту Дурнову с запиской в 1921 году (РГАЛИ. Ф. 965. Оп. 1. Ед. хр. 45. Л. 5; 5 об)

Художник Георгий Богданович Якулов, живший и работавший в мастерской на Большой Садовой (квартира № 38)

Квартира № 35. Ольга Сергеевна Логвинова, племянница Георгия Якулова

Квартира № 35. Ольга Сергеевна Логвинова, племянница Георгия Якулова

Семён Иванович Аладжалов (1902–1987)

В 1929 году после смерти Георгия Богдановича в мастерской начал работать его последователь и ученик, театральный художник Семён Иванович Аладжалов. Он родился в Баку в семье инженера Ивана Семёновича и Изабеллы Ивановны Аладжаловых.

Семья Аладжаловых. Самый маленький из детей — Семён Аладжалов. Баку. Около 1905 года. Из личного архива племянницы С. И. Аладжалова Анны Евгеньевны Травкиной

Семья Аладжаловых. Самый маленький из детей — Семён Аладжалов. Баку. Около 1905 года. Из личного архива племянницы С. И. Аладжалова Анны Евгеньевны Травкиной

В 1920-е годы Семён Иванович работал художником-постановщиком в театре имени Сундукяна в Ереване, а с 1927 по 1933 год был главным художником театральной мастерской и заместителем директора по художественной части Дома культуры Армении в Москве, располагавшемся в бывшем здании Лазаревского института в Армянском переулке. Там Аладжалов создал декорации к постановкам произведений армянской классической драматургии — «Хатабала», «Восточный дантист», «Багдасар-ахпар». В 1939 году в Москве проходила первая декада армянского искусства и литературы. Давали премьеру балета Арама Хачатуряна «Счастье», над декорациями к которому работал Семён Иванович. Аладжалов оформил более ста постановок, выставок и интерьеров в Москве, Ереване, Душанбе, Владимире, Софии и других городах.

Семья и друзья Аладжаловых. Крайний слева стоит Семён Иванович Аладжалов. Москва, 1945 год. Из личного архива А. Е. Травкиной

Семья и друзья Аладжаловых. Крайний слева стоит Семён Иванович Аладжалов. Москва, 1945 год. Из личного архива А. Е. Травкиной

В 1949 году Аладжалов женился на Елене Дмитриевне Португаловой, с которой прожил 38 лет до самой своей смерти. Жители дома с особенной нежностью вспоминают Елену Дмитриевну как человека доброго, тонкого и ироничного. По воспоминаниям племянницы Семёна Ивановича Анны Травкиной, Аладжаловы всегда отмечали Пасху. Сначала они шли в церковь в Брюсов переулок, а потом принимали у себя в мастерской гостей, красили яйца позолотой, готовили пасху и делали из накрахмаленных салфеток лебедей.
В 1971 году в Ереване на русском языке вышли уникальные воспоминания Семёна Ивановича о Георгии Якулове. После смерти Аладжалова в его мастерской проживала вдова. Сейчас студию занимает семья крестницы Елены Аладжаловой.

Мастерская № 38. Семья Аладжаловых

Мастерская № 38. Семья Аладжаловых

Театральные эскизы Семёна Аладжалова

1980–2020-е

В настоящее время в бывшей мастерской проживает семья друзей Семёна и Елены Аладжаловых.

Музей Булгакова
 

Музей Булгакова продолжает собирать информацию по истории дома № 10 на Большой Садовой. Мы хотим рассказать историю каждой квартиры. Если вам есть чем поделиться — пишите нам на адрес dimaoparin@hotmail.com, звоните по телефону +7 (495) 699 53 66 и присоединяйтесь к проекту!