Доходный дом на Большой Садовой, 10 построили в 1903–1904 годах по проекту архитектора Эдмунда Юдицкого. Оформление фасада разрабатывал архитектор Антонин Милков. Дом состоит из двух корпусов: пятиэтажного с парадным фасадом, который выходит на Большую Садовую, и четырехэтажного дворового. Строительство дома заказал караимский купец, табачный фабрикант и благотворитель Илья Пигит. В 1891 году он основал табачную фабрику «Дукат» «Торгового дома И. Пигит и компания». В доме Пигит занимал роскошную десятикомнатную квартиру № 5 на третьем этаже. Здесь в 1918 году накануне покушения на Ленина останавливалась Фанни Каплан, которая дружила с племянницей Ильи Пигита Анной.
До революции квартиры в доме арендовали довольно обеспеченные москвичи: оперная певица Евгения Львова-Шершеневич, сотрудник банкирского дома братьев Джамгаровых Багдасар Вартанов, помощник начальника службы тяги Александровской железной дороги Эразм Пентка, полковник первой гренадерской дивизии Андрей Кисляков, отоларинголог Андрей Соколов, архитектор Сергей Шуцман.
В центральной части дворового корпуса располагались мастерские художников. Мастерскую № 38 некоторое время арендовал меценат и редактор-издатель журнала «Золотое руно» Николай Рябушинский. С 1910 года в этой мастерской работал художник Пётр Кончаловский, а в 1914 году в ней организовала танцевальную студию балерина Инна Чернецкая. В 1917 году Пётр Кончаловский, вернувшись с войны, переехал в мастерскую № 40, в которой сначала он, а потом и его сын Михаил проработали до 1996 года. Мастерскую № 36 арендовал управляющий Московской конторой императорских театров и императорских театральных училищ Николай фон Бооль.
В 1918 году дом национализировали и он стал рабочей коммуной бывшей типографии Ивана Машистова. В 1920-е годы в коммунальные квартиры дома заселяли рабочих, в первую очередь сотрудников московских типографий, а также работников фабрики «Дукат», продавцов, уборщиков, портних, слесарей и других. В 1920 году мастерскую № 38 занял авангардный театральный художник Георгий Якулов. В 1921 году в квартиру № 50 въехал Михаил Булгаков со своей женой Татьяной Лаппа. Здесь они прожили почти три года. Соседи по коммуналке почти в полном составе перекочевали на страницы булгаковской прозы: Анна Горячева послужила прототипом Аннушки, разлившей масло на трамвайных путях в романе «Мастер и Маргарита», запойные пьяницы — типографские рабочие стали главными героями рассказа «Самогонное озеро», соседка с маленьким сыном появилась в рассказе «Псалом». История дома № 10 описана в рассказе «№ 13. Дом Эльпит-Рабкоммуна», а «нехорошая» квартира № 50 превратилась в штаб Воланда и его свиты в «Мастере и Маргарите». В 1924 году Булгаков ненадолго переехал в более «интеллигентную» квартиру № 34, а потом и вовсе покинул дом на Большой Садовой.
После войны дом населяли самые разные жильцы — в переполненных коммуналках жили продавец в «Детском мире», техник-технолог на обувной фабрике «Парижская коммуна», сотрудник посольства Великобритании, звукорежиссер. В 1960-е годы началось массовое расселение коммунальных квартир. Если в 1944 году в доме проживали 767 человек, то в 1978 году — уже 355.
С конца 1970-х годов расселенные коммуналки начали занимать различные учреждения. К 1986 году практически все коммунальные квартиры фасадной части дома оказались расселенными, и в уже ветхие от времени и бесхозяйственности и никем не занятые помещения въехали музыканты, художники, хиппи. В нескольких квартирах, в том числе и в бывшей домовладельческой квартире № 5, они организовали сквот, который существовал до 1996 года.
Сейчас в доме почти не осталось жилых квартир. Парадную часть, выходящую на Садовое кольцо, занимают офисы. В «нехорошей квартире» под номером 50, где жил Михаил Булгаков, открыт музей писателя.
-
Архитектура дома
В мае 1901 года караимский купец и табачный фабрикант Илья Давидович Пигит купил участок № 556/480 (Большая Садовая, 10). Считается, что Пигит хотел сначала построить на Садовой табачную фабрику (разместившуюся затем в Чухинском переулке, на нынешней улице Ярослава Гашека), но ему было отказано в возведении промышленного объекта в непосредственной близости от церкви Святого Ермолая. →
-
1904–1917 годы
Доходные дома, которые строили специально для сдачи квартир внаем, составляли значительную часть зданий дореволюционной Москвы. Редко кто снимал одну и ту же квартиру более пяти лет: люди переезжали, когда у них менялся доход или состав семьи, когда переходили на другую работу или когда домовладелец повышал арендную плату.→
-
1917–1941 годы
Еще до революции в июне 1917 года Московское Благушинское домовладельческое акционерное общество выкупило дом у семьи Пигитов. Революционные события описывает в автобиографической повести жительницы квартиры № 18 Софья Георгиевна Тадэ (1909–1976): «В домах устраивали ночные дежурства. Дежурили по двое, меняясь каждые три часа. Закутавшись в одеяла, сидели на площадке лестницы верхнего этажа и ждали. Каждый стук, крик в ночи заставлял вздрагивать. Швейцары запирали подъезды, вставляя для верности в ручку двери палку. Дворник вешал на ворота замок». →
-
1941–1974 годы
Дом не сильно пострадал в войну. Жители вспоминают, что от разрыва бомбы, которая попала в дом № 2 по Первой Тверской-Ямской, в доме № 10 выбило стекла и обрушился потолок в квартире № 34. В начале войны немецкую семью Боос депортировали. Многие жители дома, кто остался в Москве прятались от бомбежек на станции метро «Маяковская», а подростки сбрасывали с крыш дома зажигательные бомбы.→
-
1974 год — настоящее время
В разное время дом № 10 по Большой Садовой становился местом притяжения художников, литераторов и музыкантов — неформальным культурным центром города. Одним из главных адресов артистической жизни Москвы 1920-х годов была мастерская № 38 Георгия Якулова.→
-
История вещей
Виртуальная выставка посвящена истории личных вещей жителей дома № 10 по Большой Садовой. Какие-то из них хранятся в фонде Музея М.А. Булгакова, другие же экспонировались на выставках и затем были возвращены владельцам. Все они когда-то принадлежали многочисленным семьям, жившим на Большой Садовой, 10, и все они составляли разнообразный вещественный мир дома.→