Доходный дом на Большой Садовой, 10 построили в 1903–1904 годах по проекту архитектора Эдмунда Юдицкого. Оформление фасада разрабатывал архитектор Антонин Милков. Дом состоит из двух корпусов: пятиэтажного с парадным фасадом, который выходит на Большую Садовую, и четырехэтажного дворового. Строительство дома заказал караимский купец, табачный фабрикант и благотворитель Илья Пигит. В 1891 году он основал табачную фабрику «Дукат» «Торгового дома И. Пигит и компания». В доме Пигит занимал роскошную десятикомнатную квартиру № 5 на третьем этаже. Здесь в 1918 году накануне покушения на Ленина останавливалась Фанни Каплан, которая дружила с племянницей Ильи Пигита Анной.
  
До революции квартиры в доме арендовали довольно обеспеченные москвичи: оперная певица Евгения Львова-Шершеневич, сотрудник банкирского дома братьев Джамгаровых Багдасар Вартанов, помощник начальника службы тяги Александровской железной дороги Эразм Пентка, полковник первой гренадерской дивизии Андрей Кисляков, отоларинголог Андрей Соколов, архитектор Сергей Шуцман.
 
В центральной части дворового корпуса располагались мастерские художников. Мастерскую № 38 некоторое время арендовал меценат и редактор-издатель журнала «Золотое руно» Николай Рябушинский. С 1910 года в этой мастерской работал художник Пётр Кончаловский, а в 1914 году в ней организовала танцевальную студию балерина Инна Чернецкая. В 1917 году Пётр Кончаловский, вернувшись с войны, переехал в мастерскую № 40, в которой сначала он, а потом и его сын Михаил проработали до 1996 года. Мастерскую № 36 арендовал управляющий Московской конторой императорских театров и императорских театральных училищ Николай фон Бооль.
 
В 1918 году дом национализировали и он стал рабочей коммуной бывшей типографии Ивана Машистова. В 1920-е годы в коммунальные квартиры дома заселяли рабочих, в первую очередь сотрудников московских типографий, а также работников фабрики «Дукат», продавцов, уборщиков, портних, слесарей и других. В 1920 году мастерскую № 38 занял авангардный театральный художник Георгий Якулов. В 1921 году в квартиру № 50 въехал Михаил Булгаков со своей женой Татьяной Лаппа. Здесь они прожили почти три года. Соседи по коммуналке почти в полном составе перекочевали на страницы булгаковской прозы: Анна Горячева послужила прототипом Аннушки, разлившей масло на трамвайных путях в романе «Мастер и Маргарита», запойные пьяницы — типографские рабочие стали главными героями рассказа «Самогонное озеро», соседка с маленьким сыном появилась в рассказе «Псалом». История дома № 10 описана в рассказе «№ 13. Дом Эльпит-Рабкоммуна», а «нехорошая» квартира № 50 превратилась в штаб Воланда и его свиты в «Мастере и Маргарите». В 1924 году Булгаков ненадолго переехал в более «интеллигентную» квартиру № 34, а потом и вовсе покинул дом на Большой Садовой.
 
После войны дом населяли самые разные жильцы — в переполненных коммуналках жили продавец в «Детском мире», техник-технолог на обувной фабрике «Парижская коммуна», сотрудник посольства Великобритании, звукорежиссер. В 1960-е годы началось массовое расселение коммунальных квартир. Если в 1944 году в доме проживали 767 человек, то в 1978 году — уже 355.
 
С конца 1970-х годов расселенные коммуналки начали занимать различные учреждения. К 1986 году практически все коммунальные квартиры фасадной части дома оказались расселенными, и в уже ветхие от времени и бесхозяйственности и никем не занятые помещения въехали музыканты, художники, хиппи. В нескольких квартирах, в том числе и в бывшей домовладельческой квартире № 5, они организовали сквот, который существовал до 1996 года.
 
Сейчас в доме почти не осталось жилых квартир. Парадную часть, выходящую на Садовое кольцо, занимают офисы. В «нехорошей квартире» под номером 50, где жил Михаил Булгаков, открыт музей писателя.