Квартира №10
Американский градозащитник Пол Спенглер, дизайнер Катя Шарф, музыкант Леша Шалё и репетиции группы Alien Pat Hollman
1900–1910-е
С 1914 по 1916 год квартиру № 10 арендовала Ольга Борисовна Цейц.
1920–1930-е
В квартире № 10 в апреле 1924 года официально числились девять человек. Дмитрий Степанович Богословский въехал в квартиру № 10 еще в 1916 году. Он с семьей оставался в квартире до 1928 года. В 1920-е годы Богословский работал заведующим канцелярией Физико-механо-терапевтической поликлиники (бывший Цандеровский институт), которая находилась в старой городской усадьбе на Петровке, 23.
Это одна из немногих квартир, где состав жильцов был стабильным. В 1925 году съехала только Марфа Афанасьевна Анисифорова — домработница в семье Богословских («была под судом» — лаконически сообщает приписка на полях).
Список жильцов квартиры №10 в апреле 1924 года
Фамилия, имя и отчество | Возраст | Место службы (профессия, источник заработка или на чьем иждивении) | Состоит ли членом жил. т-ва | Имеет ли право быть членом Ж.Т. по Норм<е> Уст<ава> от 10 марта 24 г. | Отметка районной избирательной комиссии |
---|---|---|---|---|---|
Богословский Дмитрий Степанович | 63 | Делопроизводитель Мальцевского завода | Да | Имеет | |
Богословская Екатерина Григорьевна | 37 | На иждивении мужа | Да | Имеет | |
Анисифорова Марфа Афанасьевна | 28 | Прислуга у г. Богословского | Нет | Был<а> под судом | |
Жуков Степан Николаевич | 38 | Служащий Правления Волго-Окского лесопромышленного треста | Да | ||
Жукова Вера Николаевна | 27 | На иждивении мужа | Да | ||
Лазарева Надежда Николаевна | 61 | На иждивении зятя Жукова | Нет | ||
Хохлова Марья Феликсовна | 39 | На иждивении сына | Да | Имеет | |
Хохлова Анастасия Семеновна | 20 | На иждивении брата | Да | Имеет | |
Хохлов Александр Семенович | Покровский завод «Авиаприбор» | Нет | Имеет |
1940–1970-е
Главным источником сведений о жильцах дома за 1940–1970-е годы послужили три домовые книги — для удобства они пронумерованы: домовая книга 1 (1940–1944), домовая книга 2 (1944–1958), домовая книга 3 (1958–1970-е).
Согласно списку жителей дома, составленному в 1940 году, в квартире № 10 проживали девять человек. В квартире практически не жили рабочие. Еще в начале 1920-х годов здесь поселился Степан Жуков, ставший впоследствии начальником коммерческого сектора Главного управления гражданского воздушного флота. Помимо Жуковых в квартире проживали сотрудники Союзнефтеторга, музыкант, фрезеровщик, пенсионеры.
Согласно поквартирному списку 1958 года домовой книги 3 (1958–1970-е), в квартире в квартире № 10 проживали 12 человек, в том числе и члены семей, въехавших в дом еще в начала 1920-х годов — Митрофановы и Жуковы.
1980–1990-е
К 1986 году практически все коммунальные квартиры фасадной части дома были расселены. В уже ветхие от времени и бесхозяйственности, свободные и никому не принадлежавшие помещения въехали «неформалы» — музыканты, художники, хиппи. Практически вся фасадная часть дома слева от проходной арки была заселена творческими людьми, многие из которых использовали пустые квартиры как мастерские и репетиционные студии. Булгаковский дом был не просто хипповым сквотом, а андерграундным центром музыки, изобразительного искусства и кино, местом встреч и большой московской творческой лабораторией со своими правилами (например, запрет на алкоголь) и со своей избирательностью по отношению к новым членам. Музыканты и художники делали косметический ремонт помещений и пытались сохранить остатки старых интерьеров.
В числе прочих квартир фасадной части была заселена и 10-я, находившаяся в перестроечное время в очень плохом состоянии. В 1992 году ней поселился американский журналист Пол Спенглер, самостоятельно проводивший ремонт. Он решил поменять перекрытия на чердаке — купил толстые половые доски и сам затащил их на пятый этаж. Пол разогревал на кухне гудрон и заливал им щели и дыры в крыше. Один из самых известных представителей московской андерграундной культуры 1980–1990-х Влад Маугли (Бурштейн) с 1989 года окончательно обосновался в доме на Большой Садовой:
Музыкантам нужны помещения, где можно играть и не мешать соседям. Наши соседи были такими же адекватными художниками, как и мы. Сначала мы попали в 10-ую, сделали там ремонт. Эта квартира была в самом ужасном состоянии. Из кухни там был сделан трап на крышу. Почти такое же ужасное состояние было в 11-й квартире, где во всех анфиладных комнатах рухнул потолок.
Нас приютил Леша Шалё. Леша Шалё — очень важная фигура, дух этого дома, благодаря которому я там оказался. Он был хиппи, играл на флейте, разных духовых инструментах. Он что-то постоянно точил, творил, любил работать руками, ухаживал за всем подъездом — когда что-то где-то нужно было починить, обращались к Шалё. Большой, полный, в очках, работал социальным работником и заботился о разных бабушках и инвалидах, для которых ходил в магазин покупать лекарства. Мама у него на Филях жила.
В 10-й квартире проходили репетиции группы Alien Pat Hollman, игравшей в жанре психоделического техно-рока. В квартире жили главные участники группы — Влад Буцык и Ганс. Из статьи в журнале «Птюч» (1997. № 1–2):
Квартира была настоящей галерей авангардного искусства, в которой были представлены работы как самого Маугли, так и его друзей… В этой же квартире находилась мастерская Кати (художница и дизайнер Катя Шарф. — Д.О.), в которой девушка Влада Буцыка — Лена Рыба — занималась керамикой.
Музей Булгакова продолжает собирать информацию по истории дома № 10 на Большой Садовой. Мы хотим рассказать историю каждой квартиры. Если вам есть чем поделиться — пишите нам на адрес dimaoparin@hotmail.com, звоните по телефону +7 (495) 699 53 66 и присоединяйтесь к проекту!