Экспозиция: часть 4. Мастерская Художника Георгия Якулова

Георгий Богданович Якулов (1884–1928) — выдающийся театральный художник, один из самых ярких представителей московской богемы 1920-х годов. Он родился в Тифлисе в армянской семье, учился в Лазаревском институте в Москве, в 1901 году поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, однако, не закончил обучение из-за проблем со здоровьем.
Георгий Богданович работал над оформлением московских кафе, создавал декорации для авангардистских спектаклей, иллюстрировал поэтические сборники, писал теоретические труды об искусстве. В 1920 году Якулов получил не только мастерскую в доме на Садовой, но и комнату в квартире № 8, располагающуюся в фасадной части здания. Мастерская Якулова была одним из самых популярных художественных домов Москвы того времени. Актриса Алиса Коонен вспоминала «дикую толчею» у Якулова на Новый год, а киносценарист Владимир Швейцер назвал мастерскую на Садовой «последним пристанищем старой художественной богемы Москвы». Неудивительно, что Якулову и его жене Наталье Шиф было отказано в членстве в жилтовариществе дома из-за, как написано в документе 1924 года, «нэпманского образа жизни».
Антресоли и рабочий стол в мастерской были сделаны по эскизам Якулова. Его студия была наполнена рисунками, театральными афишами, глиняными восточными статуэтками, картинами. На полу лежал закавказский ковер, в котором однажды спрятался Сергей Есенин, чтобы напугать своих сестер. К входной двери была приколота записка, адресованная ворам — в ней сообщалось, что здесь нет ничего ценного и можно только сломать себе шею, когда хозяин будет спускать непрошеных гостей с лестницы. В последний год жизни Якулова мастерская, по воспоминаниям художника Семена Аладжалова, напоминала последний акт «Вишневого сада». Георгий Богданович болел и не мог работать. Исчезла мебель, есенинский ковер, большое зеркало. Летом 1928 года художник решил уехать в Армению. Он повесил на дверь опустошенной мастерской дополнительный замок, а ключи отнес в Московский дом культуры Армении. В мастерскую Якулов больше не вернулся. Он умер в Ереване в декабре того же года.
- Георгий Якулов. Портрет Алисы Коонен. 1920 год. Цифровая копия. В 1920 году в мастерской на Большой Садовой Г. Якулов написал портрет Алисы Коонен. Семен Аладжалов по воспоминаниям актрисы записал, как создавалась эта картина: «На Коонен была модная шляпа с широкими полями и большая голубая шаль с каймой. Якулов сразу загорелся эффектным сочетанием тонов… Когда Алиса Георгиевна удивленно заметила, почему Якулов изобразил ее шатенкой, Георгий Богданович, широко улыбаясь, ответил: „Вы же артистка и можете иметь волосы любого цвета…“».
- Сцена из спектакля «Жирофле-Жирофля». Камерный театр, Москва, 1922 г. Реж. А. Таиров, худ. Г. Якулов. Копия предоставлена Театральным музеем им. А. А. Бахрушина.
- Георгий Якулов. Афиша к открытию кафе «Питтореск». 1918 год. Копия предоставлена Национальной галерей Армении. В 1910-е годы у художника было множество заказов: он оформлял балы и творческие вечера, интерьеры кабаре и художественных выставок. В 1918 году в помещении бывшего магазина «Сен-Галли» на Кузнецком мосту владелец известной сети булочных И. Филиппов открыл кафе «Питтореск», потолок которого расписал Г. Якулов. Считается, что на афише изображена будущая жена Георгия Якулова Наталья Юльевна Шиф (1888–1974).
- Труппа Камерного театра на фоне декорации Георгия Якулова к спектаклю «Принцесса Брамбилла». 1920 год. Георгий Якулов сидит в первом ряду. Цифровая копия. РГАЛИ
- Георгий Якулов. Эскиз костюма к постановке спектакля «Принцесса Брамбилла». Автор пьесы Э. Т. А. Гофман, режиссер Александр Таиров, Камерный театр 1920 г. Калька на бумаге, графитный карандаш. 1920 г. Из собрания Государственного Театрального музея им. А. А. Бахрушина
- Георгий Якулов. Эскиз костюма к постановке спектакля «Принцесса Брамбилла». Автор пьесы Э. Т. А. Гофман, режиссер Александр Таиров, Камерный театр 1920 г. Калька на бумаге, графитный карандаш. 1920 г. Из собрания Государственного Театрального музея им. А. А. Бахрушина
- Сцена из спектакля «Жирофле-Жирофля». Камерный театр, Москва, 1922 г. Реж. А. Таиров, худ. Г. Якулов. Из собрания Театрального музея имени А. А. Бахрушина. Якулов тяготился нерабочей обстановкой в мастерской. По воспоминаниям актрисы Алисы Коонен режиссер Александр Таиров предложил художнику оставаться в театре во время подготовки к спектаклю «Жирофле-Жирофля»: «…Переселяйся полностью на две недели в театр. Условия роскошные: возле макетной есть комната, мы ее для тебя оборудуем вполне комфортабельно. После твоей сумасшедшей жизни на Садовой ты отдохнешь, отоспишься и легко сделаешь оформление в нужный срок…».
- Визитка Георгия Якулова, переданная им художнику Модесту Дурнову с запиской. 1921 г. Цифровая копия. РГАЛИ
- Сборник «Золотой кипяток». С. Есенин, А. Мариенгоф, В. Шершеневич. Москва, издательство «Имажинисты», 1921 г. Из собрания Музея С. А. Есенина.
- Сборник «Золотой кипяток». С. Есенин, А. Мариенгоф, В. Шершеневич. Москва, издательство «Имажинисты», 1921 г. Из собрания Музея С. А. Есенина.
- Сборник «Автографы». К. Бальмонт, С. Есенин, В. Иванов, Р. Ивнев, В. Каменский, А. Луначарский, А. Мариенгоф, Б. Пастернак, И. Рукавишников, В. Шершеневич. Рисунки: П. Кончаловский, А. Моргунов, Н. Розенфельд, М. Светлов, Г. Якулов. Москва, издательство «Дни», 1919 г. Из собрания Музея С. А. Есенина.
- Сборник «Автографы». К. Бальмонт, С. Есенин, В. Иванов, Р. Ивнев, В. Каменский, А. Луначарский, А. Мариенгоф, Б. Пастернак, И. Рукавишников, В. Шершеневич. Рисунки: П. Кончаловский, А. Моргунов, Н. Розенфельд, М. Светлов, Г. Якулов. Москва, издательство «Дни», 1919 г. Из собрания Музея С. А. Есенина.
- Сборник «Автографы». К. Бальмонт, С. Есенин, В. Иванов, Р. Ивнев, В. Каменский, А. Луначарский, А. Мариенгоф, Б. Пастернак, И. Рукавишников, В. Шершеневич. Рисунки: П. Кончаловский, А. Моргунов, Н. Розенфельд, М. Светлов, Г. Якулов. Москва, издательство «Дни», 1919 г. Из собрания Музея С. А. Есенина.
- Сборник «Автографы». К. Бальмонт, С. Есенин, В. Иванов, Р. Ивнев, В. Каменский, А. Луначарский, А. Мариенгоф, Б. Пастернак, И. Рукавишников, В. Шершеневич. Рисунки: П. Кончаловский, А. Моргунов, Н. Розенфельд, М. Светлов, Г. Якулов. Москва, издательство «Дни», 1919 г. Из собрания Музея С. А. Есенина.
- Журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», № 2. Москва, издательство «Имажинисты», 1923 г. Из собрания Музея С. А. Есенина.
- Александр Кусиков. «В никуда. Вторая книга строк». Москва, издательство «Имажинисты», 1920 г. Из собрания Музея С. А. Есенина.
- Георгий Якулов. Дама с зонтиком. 1919 год. В мае 1920 года мастерскую № 38 получил художник Георгий Богданович Якулов — один из самых ярких театральных художников Москвы. Мастерская Якулова на Большой Садовой была известна всей литературной и театральной Москве 1920-х годов. В 1921 году здесь познакомились Айседора Дункан и Сергей Есенин, ее посещали Всеволод Мейерхольд, Александр Таиров, Алиса Коонен, Анатолий Мариенгоф, Владимир Щуко, Анатолий Луначарский и многие другие. Французский сенатор де Монзи назвал мастерскую Якулова «караван-сараем монпарнасского типа».
Музей Булгакова продолжает собирать информацию по истории дома № 10 на Большой Садовой. Мы хотим рассказать историю каждой квартиры. Если вам есть чем поделиться — пишите нам на адрес dimaoparin@hotmail.com, звоните по телефону +7 (495) 699 53 66 и присоединяйтесь к проекту!