Экспозиция: часть 3. Мастерская Петра Кончаловского
Петр Петрович Кончаловский, а затем и его сын Михаил занимали художественную мастерскую дома 10 на Большой Садовой почти весь XX век, с 1910-х до 1990-х годов. В 1910 году Кончаловский снял мастерскую № 38, принадлежавшую меценату Николаю Рябушинскому, а с 1912-го семья художника арендовала еще одну квартиру (№ 24) в фасадной части дома на пятом этаже.
В 1917 году Петр Кончаловский вернулся с войны и переехал в мастерскую № 40 на четвертом этаже. В этом же году в своей новой студии Кончаловский написал картину «В мастерской. Семейный портрет», на которой изображен его сын Михаил за растиранием красок. Петр Кончаловский сам делал подрамники и рамы, грунтовал холсты и перетирал краски — тут художнику помогали его дети. Свидетельства такой приверженности художественному ремеслу — краскотерная машина и верстак, который и теперь, как почти сто лет назад, стоит у окна в мастерской №40.
В первой книге о художнике, выпущенной в 1923 году, Павел Муратов отметил, что в натюрмортах Петра Петровича «мы видим ощущение вещественности доведенным до предельной остроты». И добавлял, что Кончаловский насыщал написанные им предметы мастерской «той вещественностью, без ощущения которой всякое изображение предмета остается лишь его условным обозначением».
Железная печка-буржуйка, на которой в революционные годы Кончаловские варили суп из селедки и воблы; сундук, где до 1990-х годов Михаил Кончаловский хранил старые французские книги и ноты отца; знаменитый благодаря картине «Полотер» паркет; зеленое кресло с витыми ручками; темный занавес; стремянка, чтобы забираться на антресоли; рояль, на котором играли не только дети художника, но и известные музыканты, появившиеся на полотнах Петра Петровича: Карло Цекки, Александр Боровский, Владимир Софроницкий; батарея, круглый стол на ножке, холсты — всё это естественные элементы интерьера, фрагменты быта мастерской и герои многочисленных работ Кончаловского.
-
-
Петр Кончаловский «Полотёр» 1946 год. Копия предоставлена фондом Петра Кончаловского. Натурщиком «Полотера» был Владимир Переяславец. В 1946 году он вернулся из Крыма, где проходил художественную практику. Однажды Переяславец зашел в гости к Кончаловскому в мастерскую и застал его несколько растерянным — Петру Петровичу не работалось, настроения не было. Владимир Иванович быстро переоделся, поставил на мольберт большой холст, дал Кончаловскому уголь, сам же, взяв щетку и воск, начал натирать паркет. Кончаловский не заставил себя долго ждать — он снял пиджак, засучил рукава и принялся энергично рисовать — «так энергично, — вспоминал В. И. Переяславец, — что я даже слышал, как со звоном ломается и падает на пол уголь».
-
-
Голова мужчины. Рисунок. Предположительно автором является Петр Кончаловский, а натурщиком — Владимир Переяславец. 1930-е годы. Из мастерской Елены Утенковой и Михаила Тихонова. Владимир Иванович Переяславец родился в 1918 году недалеко от Киева. После смерти матери в 1930 году он беспризорничал по Черноморскому побережью, затем в 1932–1936 годах был воспитанником Первого детского пионердома Краснопреснеского района. Там он в 1933 году познакомился с Кончаловским — художник пригласил юношу позировать и учиться у него живописи. Владимир Иванович вспоминает: «Мы друг друга рисовали. Миша меня, Петр Петрович меня, я пытался кого-то из них тоже рисовать».
-
-
Петр Кончаловский. Без названия. Рисунок, тушь. 1930-е годы. Натурщик — Владимир Переяславец. Из собрания Владимира Переяславца.
-
-
Табурет из мастерской Петра Кончаловского. Предположительно он изображен на картине «Полотер». Из мастерской Елены Утенковой и Михаила Тихонова.
-
-
Руководство по описательной анатомии человека, принадлежавшее Петру Кончаловскому. 1910 год. Из мастерской Елены Утенковой и Михаила Тихонова.
-
-
Руководство по описательной анатомии человека, принадлежавшее Петру Кончаловскому. 1910 год. Из мастерской Елены Утенковой и Михаила Тихонова.
-
-
Петр Кончаловский. «Сухие краски». 1912 год. Копия предоставлена фондом Петра Кончаловского. По воспоминаниям дочери П. П. Кончаловского, Натальи, до 1914 года художник покупал французские краски Лэфрана. В 1924 году Петр Петрович привез из Парижа сухие краски, которые нужно было растирать на краскотерной машине.
-
-
Петр Кончаловский. «В мастерской. Семейный портрет». 1917 год. Копия предоставлена фондом Петра Кончаловского. В каждой из трех расположенных в доме мастерских были антресоли, но всюду разные. Георгий Якулов, например, сам спроектировал лестницу с антресолью, и устроил там спальню. Кончаловский же хранил наверху законченные работы — стремянка ему нужна была не так уж часто.
-
-
Стремянка из мастерской Петра Кончаловского. Изображена на картине «В Мастерской. Семейный портрет». Из коллекции Московского Музея Современного Искусства.
-
-
Ноты, принадлежавшие семье Кончаловских. 1910-е годы. Из мастерской Елены Утенковой и Михаила Тихонова.
-
-
Ноты, принадлежавшие семье Кончаловских. 1910-е годы. Из мастерской Елены Утенковой и Михаила Тихонова.
-
-
Грифельная доска Михаила Кончаловского. Из мастерской Елены Утенковой и Михаила Тихонова. Михаил Кончаловский, сын Петра Петровича, учился в гимназии Флерова, на углу Мерзляковского переулка и Большой Никитской улицы. Плата за обучение в этой гимназии была вдвое выше, чем в казенной, поэтому у Флерова учились дети состоятельных родителей. Среди учеников известны сын Федора Шаляпина Борис, племянник актрисы Ольги Книппер-Чеховой Лев Книппер, сын нумизмата и скрипача Павла Зубова Василий, сын министра торговли и промышленности Временного правительства Александра Коновалова Сергей.
-
-
Брошюра с выставки картин и Рисунков Петра Кончаловского. 1926 Год. Из Мастерской Елены Утенковой И Михаила Тихонова.
-
-
Брошюра с выставки картин и Рисунков Петра Кончаловского. 1926 Год. Из Мастерской Елены Утенковой И Михаила Тихонова.
-
-
Блокнот для занятий французским. Принадлежал Михаилу Кончаловскому. 1910-е годы. Из мастерской Елены Утенковой и Михаила Тихонова.
-
-
Бутылка, банки и пузырьки с красками и растворителями Петра и Михаила Кончаловских. Из мастерской Елены Утенковой и Михаила Тихонова.
-
-
Бутылка, банки и пузырьки с красками и растворителями Петра и Михаила Кончаловских. Из мастерской Елены Утенковой и Михаила Тихонова.
-
-
Бутылка, банки и пузырьки с красками и растворителями Петра и Михаила Кончаловских. Из мастерской Елены Утенковой и Михаила Тихонова.
-
-
Бутылка, банки и пузырьки с красками и растворителями Петра и Михаила Кончаловских. Из мастерской Елены Утенковой и Михаила Тихонова.
-
-
Бутылка, банки и пузырьки с красками и растворителями Петра и Михаила Кончаловских. Из мастерской Елены Утенковой и Михаила Тихонова.
-
-
Птицы. Елена Утенкова-Тихонова. 2015 год.
-
-
Семья Кончаловских: Екатерина, Наталья, Алексей, Эсперанса, Михаил, Андрей, Маргот Кончаловские, Ольга Сурикова-Кончаловская, Пётр и Лаврентий Кончаловские, Никита и Сергей Михалковы. 1950-е годы. Фото предоставлено Фондом Петра Кончаловского.
-
-
Эсперанса, Маргот Михайловна, Пётр Петрович Кончаловские на фоне картины «Лермонтов». 1943 год. Фото предоставлено Фондом Петра Кончаловского.
-
-
Эсперанса, Маргот Михайловна, Михаил Петрович, Пётр Петрович, Ольга Васильевна, Лаврентий Михайлович Кончаловские. 1950-е годы. Фото предоставлено Фондом Петра Кончаловского.
-
-
Петр Петрович Кончаловский с Внучкой Маргот в Квартире на Новинском Бульваре. 1950-е годы. Фото предоставлено Фондом Петра Кончаловского.
Музей Булгакова продолжает собирать информацию по истории дома № 10 на Большой Садовой. Мы хотим рассказать историю каждой квартиры. Если вам есть чем поделиться — пишите нам на адрес dimaoparin@hotmail.com, звоните по телефону +7 (495) 699 53 66 и присоединяйтесь к проекту!