Архитектура дома

Vidy_doma_10_na_Bolshoj_Sadovoj_14

В мае 1901 года караимский купец и табачный фабрикант Илья Давидович Пигит купил участок № 556/480 (Большая Садовая, 10). Считается, что Пигит хотел сначала построить на Садовой табачную фабрику (разместившуюся затем в Чухинском переулке, на нынешней улице Ярослава Гашека), но ему было отказано в возведении промышленного объекта в непосредственной близости от церкви Святого Ермолая. В 1902 году Пигит получил разрешение от Московской городской управы на строительство на Садовой жилого дома. К 1903 году разработали финальный архитектурный проект здания в стиле модерн, а в 1904 году закончили основные строительные работы. Архитектором был Эдмунд Станиславович Юдицкий (1838–1908), активно строивший в Москве на рубеже веков доходные дома и особняки. В 1904 году он спроектировал доходный дом (Красная Пресня, 28) для брата жены Пигита Бориса Катламы. Дом сохранился до наших дней и композиционно и стилистически напоминает здание на Большой Садовой, 10.

Проект оформления уличного фасада дома Пигита разработал архитектор Антонин Аристархович Милков. Известно, что Милков родился в 1868 году в семье титулярного советника в Ярославле, в 1889 году поступил в Училище живописи ваяния и зодчества в Москве. В личном деле Антонина Аристарховича написано, что студентом он жил в общежитии на Большой Дмитровке, сильно бедствовал и часто болел (РГАЛИ. Ф. 680. Оп. 2. Д. 918).

Дом состоит из двух корпусов: пятиэтажного фасадного и четырехэтажного дворового. На парадном фасаде, выходящем на Большую Садовую, спроектировали пять эркеров — три высоких по середине и два небольших по бокам. Выразительно нарисованы нижние части эркеров, служащие козырьками над балконами и входами (Нащокина М. В. «Московский модерн». М., 2005. С. 350). Фасад декорирован спиралевидной лепниной и изображениями вьющихся растений. По верхнему, пятому этажу под карнизом идет майоликовая лента. Завершенность и устремленность вверх композиции придают три аттика — полуэтажи на крыше здания. Декор дворовых фасадов не так выразителен. Корпус художественных мастерских украшали два лепных венка, к сожалению, не сохранившиеся до наших дней.

Вид на корпус художественных мастерских. 1920-е годы. Из коллекции Артема Задикяна

Вид на корпус художественных мастерских. 1920-е годы. Из коллекции Артема Задикяна

Отделку внутренних помещений фасадной секции практически полностью уничтожили в 1990-е годы. Частично сохранился лепной растительный декор вестибюля первого подъезда, напольная плитка и лестничные ограждения.

Самой роскошной квартирой в доме — владельческая № 5 располагалась в левой части фасадного корпуса на третьем этаже. Парадные помещения выходили окнами на Садовое кольцо, спальни, кухня и комната прислуги — во двор. Все парадные комнаты были выполнены в разных стилях. Наибольшей вычурностью отличался кабинет Ильи Пигита: обои из картона, стилизованные под крокодиловую кожу, на кессонированных потолках лепные изображения орла, павлина и утки, напоминающие не гипсовый декор, а резьбу по дереву. Гостиная была украшена барочной лепниной, в оформлении выделялся десюдепорт (декоративная композиция над дверью). Столовую спроектировали в стиле модерн, а зал получился неоклассическим.

Во всех подъездах, в том числе и дворовых, сохранились оригинальные лестничные ограждения и метлахская плитка на полу. Кое-где еще стоят оригинальные деревянные окна. В фасадной части дома ни в одной из квартир первоначальный декор не сохранился, но в дворовых корпусах есть квартиры, где до сих пор можно увидеть дореволюционный паркет, межкомнатные двери и лепной потолочный декор. В нескольких квартирах сохранились стеклянные двери с изображениями цапель.

Музей Булгакова
 

Музей Булгакова продолжает собирать информацию по истории дома № 10 на Большой Садовой. Мы хотим рассказать историю каждой квартиры. Если вам есть чем поделиться — пишите нам на адрес dimaoparin@hotmail.com, звоните по телефону +7 (495) 699 53 66 и присоединяйтесь к проекту!