Рисунки и ноты Петра Кончаловского. Из коллекции Музея М. А. Булгакова
Художник Петр Петрович Кончаловский, а затем и его сын Михаил занимали художественную мастерскую № 40 на Большой Садовой, 10 почти весь XX век — с 1910-х до 1990-х годов. Светлое и просторное помещение с высоким окном во всю стену запечатлено на множестве полотен и рисунков Петра Кончаловского. Сюда приходили музыканты и военные, писатели и актеры, чтобы позировать художнику.
Выставка посвящена предметам семьи Кончаловских, которыми ранее пользовались в мастерской № 40, а теперь они хранятся в фонде Музея М. А. Булгакова.
Рисунки Петра Кончаловского
Владимир Иванович Переяславец родился в 1918 году недалеко от Киева. После смерти матери в 1930 году он беспризорничал по Черноморскому побережью, затем в 1932–1936 годах был воспитанником Первого детского пионердома Краснопреснеского района. Там он в 1933 году познакомился с Кончаловским — художник пригласил юношу позировать и учиться у него живописи. Владимир Иванович вспоминал: «Мы друг друга рисовали. Миша меня, Петр Петрович меня, я пытался кого-то из них тоже рисовать».
В 1934 году Петр Кончаловский работал над большим парадным портретом Екатерины Васильевны Гельцер (1876–1962), известной советской балерины. Начатый холст, снятый с подрамника, в сложенном виде хранился в мастерской П. П. Кончаловского, а потом его сына М. П. Кончаловского. При перевозке работ из мастерской на Большой Садовой в мастерскую на Масловке некоторые работы Петра Петровича Михаил Петрович отдал другу и соседу по мастерской на Масловке художнику Николаю Николаевичу Антипину. Зная его трепетное отношение к работам отца, Михаил Кончаловский не сомневался, что Антипин сохранит работы, даже незавершенные. После смерти Михаила Петровича Антипин бережно хранил оставленные ему произведения и мемориальные
из мастерской Кончаловского, частично устроив их в музеи.
В книге «Кончаловский. Художественное наследие», изданной в 1964 году, в список рисунков не включены пять подготовительных эскизов к портрету Гельцер. Два из них до недавнего времени сохранялись в собрании Е. С. Семеновой, внучки П. П. Кончаловского. В настоящее время эти рисунки проданы и находятся в частном собрании.
Ноты семьи Кончаловских
Кончаловские любили музыку и играли на фортепиано, поэтому в мастерской стоял рояль. По воспоминаниям дочери Петра Петровича Натальи Кончаловской, на этом рояле давали домашние концерты музыканты Карло Цекки, Александр Боровский и Владимир Софроницкий. В 1931 году Петр Петрович написал «Портрет пианиста Владимира Владимировича Софроницкого за роялем».
Вещи Михаила — сына Петра Кончаловского
Михаил Кончаловский учился в гимназии Флерова в Мерзляковском переулке. Его сестра Наталья Кончаловская ходила в гимназию Хвостовой в Кривоарбатский переулок.
Музей Булгакова продолжает собирать информацию по истории дома № 10 на Большой Садовой. Мы хотим рассказать историю каждой квартиры. Если вам есть чем поделиться — пишите нам на адрес dimaoparin@hotmail.com, звоните по телефону +7 (495) 699 53 66 и присоединяйтесь к проекту!