Рисунки и ноты Петра Кончаловского. Из коллекции Музея М. А. Булгакова

е

Художник Петр Петрович Кончаловский, а затем и его сын Михаил занимали художественную мастерскую № 40 на Большой Садовой, 10 почти весь XX век — с 1910-х до 1990-х годов. Светлое и просторное помещение с высоким окном во всю стену запечатлено на множестве полотен и рисунков Петра Кончаловского. Сюда приходили музыканты и военные, писатели и актеры, чтобы позировать художнику.

Выставка посвящена предметам семьи Кончаловских, которыми ранее пользовались в мастерской № 40, а теперь они хранятся в фонде Музея М. А. Булгакова.

 Мастерская Петра Кончаловского в доме № 10 по Большой Садовой. Автор снимка Антон Акимов

Мастерская Петра Кончаловского в доме № 10 по Большой Садовой. Автор снимка Антон Акимов

ГА РФ 3385-2-340-16

Удостоверение, выданное Петру Кончаловскому, о том, что квартиру и мастерскую на Большой Садовой, 10 сохранят за ним на время его заграничной поездки. 1924 год. ГА РФ. Ф. 3385. Оп. 2. Д. 340. Л. 16

Удостоверение, выданное Петру Кончаловскому, о том, что квартиру и мастерскую на Большой Садовой, 10 сохранят за ним на время его заграничной поездки. 1924 год. ГА РФ. Ф. 3385. Оп. 2. Д. 340. Л. 16

Рисунки Петра Кончаловского

Набросок. Барочная арка, толпа народа. Из собрания Музея М. А. Булгакова

Набросок. Барочная арка, толпа народа. Из собрания Музея М. А. Булгакова

Набросок. Голова лошади. Из собрания Музея М. А. Булгакова

Набросок. Голова лошади. Из собрания Музея М. А. Булгакова

Набросок. Лошади. Из собрания Музея М. А. Булгакова

Набросок. Лошади. Из собрания Музея М. А. Булгакова

Набросок. Внутренние органы щуки и окуня. Из собрания Музея М. А. Булгакова

Набросок. Внутренние органы щуки и окуня. Из собрания Музея М. А. Булгакова

Рисунок. Голова мужчины. Предположительно автором является Петр Кончаловский, а натурщиком — Владимир Переяславец. 1930-е годы. Из собрания Музея М. А. Булгакова

Владимир Иванович Переяславец родился в 1918 году недалеко от Киева. После смерти матери в 1930 году он беспризорничал по Черноморскому побережью, затем в 1932–1936 годах был воспитанником Первого детского пионердома Краснопреснеского района. Там он в 1933 году познакомился с Кончаловским — художник пригласил юношу позировать и учиться у него живописи. Владимир Иванович вспоминал: «Мы друг друга рисовали. Миша меня, Петр Петрович меня, я пытался кого-то из них тоже рисовать».

Эскиз к портрету Екатерины Гельцер. Из собрания Музея М. А. Булгакова.

Эскиз к портрету Екатерины Гельцер. Из собрания Музея М. А. Булгакова.

В 1934 году Петр Кончаловский работал над большим парадным портретом Екатерины Васильевны Гельцер (1876–1962), известной советской балерины. Начатый холст, снятый с подрамника, в сложенном виде хранился в мастерской П. П. Кончаловского, а потом его сына М. П. Кончаловского. При перевозке работ из мастерской на Большой Садовой в мастерскую на Масловке некоторые работы Петра Петровича Михаил Петрович отдал другу и соседу по мастерской на Масловке художнику Николаю Николаевичу Антипину. Зная его трепетное отношение к работам отца, Михаил Кончаловский не сомневался, что Антипин сохранит работы, даже незавершенные. После смерти Михаила Петровича Антипин бережно хранил оставленные ему произведения и мемориальные
из мастерской Кончаловского, частично устроив их в музеи.

В книге «Кончаловский. Художественное наследие», изданной в 1964 году, в список рисунков не включены пять подготовительных эскизов к портрету Гельцер. Два из них до недавнего времени сохранялись в собрании Е. С. Семеновой, внучки П. П. Кончаловского. В настоящее время эти рисунки проданы и находятся в частном собрании.

Петр Кончаловский. На обороте надпись: «I-ая Империалистическая война. П. П. Кончаловский». В 1915 году Кончаловский попал под аэропланный обстрел и был эвакуирован для лечения в тыл. Два месяца он пробыл в госпитале в Подмосковье, а затем опять ушел на фронт. РГАЛИ. Ф. 2963. Оп. 2. Ед. хр. 144. Л. 1

Петр Кончаловский. На обороте надпись: «I-ая Империалистическая война. П. П. Кончаловский». В 1915 году Кончаловский попал под аэропланный обстрел и был эвакуирован для лечения в тыл. Два месяца он пробыл в госпитале в Подмосковье, а затем опять ушел на фронт. РГАЛИ. Ф. 2963. Оп. 2. Ед. хр. 144. Л. 1

Ноты семьи Кончаловских

Кончаловские любили музыку и играли на фортепиано, поэтому в мастерской стоял рояль. По воспоминаниям дочери Петра Петровича Натальи Кончаловской, на этом рояле давали домашние концерты музыканты Карло Цекки, Александр Боровский и Владимир Софроницкий. В 1931 году Петр Петрович написал «Портрет пианиста Владимира Владимировича Софроницкого за роялем».

Нотное издание «Мандолината» композитора Эмиля Паладиля с пометками Петра Кончаловского. Петр Петрович Кончаловский вероятно купил ноты в музыкальном магазине Петра Юргенсона на пересечении Кузнецкого моста и Неглинной. Из собрания Музея М. А. Булгакова

Нотное издание «Мандолината» композитора Эмиля Паладиля с пометками Петра Кончаловского. Петр Петрович Кончаловский вероятно купил ноты в музыкальном магазине Петра Юргенсона на пересечении Кузнецкого моста и Неглинной. Из собрания Музея М. А. Булгакова

Нотное издание. С комментарием для музыканта-исполнителя на русском и немецком языках. Из собрания Музея М. А. Булгакова

Нотное издание. С комментарием для музыканта-исполнителя на русском и немецком языках. Из собрания Музея М. А. Булгакова

Ноты из журнала «Музыка гитариста» № 4, апрель 1909 года. Алексей Афромеев Premier Impromptu. Алексей Михайлович Афромеев — композитор, гитарист, издатель литературы для гитары. С 1907 по 1910 годы издавал журнал «Музыка гитариста». В дальнейшем журнал переименовали в «Аккорд» и начали печатать ноты для других струнных инструментов.

Ноты из журнала «Музыка гитариста» № 4, апрель 1909 года. Алексей Афромеев Premier Impromptu. Алексей Михайлович Афромеев — композитор, гитарист, издатель литературы для гитары. С 1907 по 1910 годы издавал журнал «Музыка гитариста». В дальнейшем журнал переименовали в «Аккорд» и начали печатать ноты для других струнных инструментов.

Стремянка из мастерской Петра Кончаловского. Изображена на картине «В мастерской. Семейный портрет». Из коллекции Московского музея современного искусства.

Стремянка из мастерской Петра Кончаловского. Изображена на картине «В мастерской. Семейный портрет». Из коллекции Московского музея современного искусства.

Вещи Михаила — сына Петра Кончаловского

Михаил Кончаловский учился в гимназии Флерова в Мерзляковском переулке. Его сестра Наталья Кончаловская ходила в гимназию Хвостовой в Кривоарбатский переулок.

Доска для письма и рисования мелом. 1915 год. Из собрания Музея М. А. Булгакова. Автор снимка Антон Акимов

Доска для письма и рисования мелом. 1915 год. Из собрания Музея М. А. Булгакова. Автор снимка Антон Акимов

Блокнот для занятий французским языком. 1910-е годы. Из собрания Музея М. А. Булгакова

Блокнот для занятий французским языком. 1910-е годы. Из собрания Музея М. А. Булгакова

Справка Михаила Петровича Кончаловского. 1932 год. РГАЛИ. Ф. 648. Оп. 1. Ед. хр. 1530. Л. 4

Справка Михаила Петровича Кончаловского. 1932 год. РГАЛИ. Ф. 648. Оп. 1. Ед. хр. 1530. Л. 4

Счет за электроэнергию мастерской № 40. 1980 год. Мастерская еще числилась за Петром Петровичем Кончаловским, хотя он умер в 1956 году, и в 1980 году там работал его сын Михаил. Из собрания Музея М. А. Булгакова

Счет за электроэнергию мастерской № 40. 1980 год. Мастерская еще числилась за Петром Петровичем Кончаловским, хотя он умер в 1956 году, и в 1980 году там работал его сын Михаил. Из собрания Музея М. А. Булгакова

Музей Булгакова
 

Музей Булгакова продолжает собирать информацию по истории дома № 10 на Большой Садовой. Мы хотим рассказать историю каждой квартиры. Если вам есть чем поделиться — пишите нам на адрес dimaoparin@hotmail.com, звоните по телефону +7 (495) 699 53 66 и присоединяйтесь к проекту!