Александр Рыбкин

680-2-1711 Ђ1†

Александр Рыбкин, художник, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, открывший школу живописи и рисунка в мастерской № 40 дома Пигита

Александр Николаевич Рыбкин родился в 1884 году в Харькове в дворянской семье (РГАЛИ Ф. 680. Оп. 2. Д. 1711. Л. 1). Его отцом был офицер, генерал-майор, участник русско-турецкой войны 1877—1878 годов Николай Андреевич Рыбкин (1842-1889), происходивший из семьи воронежских помещиков. Мать Александра звали Ариадной Васильевной. После смерти первого мужа Николая Андреевича Ариадна Васильевна вышла замуж за действительного статского советника по фамилии Якобий.

Первые страницы личного дела вольнослушателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества Александра Николаевича Рыбкина. РГАЛИ Ф. 680. Оп. 2. Д. 1711. Л. 1, 1а.

Первая страница личного дела вольнослушателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества Александра Николаевича Рыбкина. РГАЛИ Ф. 680. Оп. 2. Д. 1711. Л. 1, 1а.

Художественное образование

Александр Рыбкин закончил Казанскую художественную школу и в 1901 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в качестве вольного посетителя. Согласно документам из личного дела, хранящегося сейчас в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), Рыбкин выбыл из училища в сентябре 1904 года не сдав экзамены и не получив диплома. Александр не сдал своевременно экзамен по перспективе и ему было запрещено работать в натурном классе в течение года. Из его письма от 6 сентября 1904 года в совет преподавателей училища: “… невозможность работать в течение целого года гибельно отзовется на моей художественной деятельности” (ГАЛИ Ф. 680. Оп. 2. Д. 1711. Л. 13). Очевидно, Рыбкину ответили отказом на письмо и через несколько дней он забрал документы из училища и отправился к матери в Казань. Александр подлежал призыву в армию на четыре с половиной года. В связи с такой опасностью мать Рыбкина Ариадна Васильевна Якобий в январе 1905 года написала трогательное письмо директору Московского училища с просьбой допустить ее сына до экзаменов, чтобы он мог получить диплом: “Теперь сын мой остался в крайне затруднительном положении. Я вполне осознаю его вину перед Вами. Но неужели же его вина перед Вами так велика, чтобы из-за нее губить ему всю будущность!” (РГАЛИ Ф. 680. Оп. 2. Д. 1711. Л. 7).

Скорее всего письма матери возымели действо и Александр Рыбкин сдал выпускные экзамены в училище. Однако призыв (хоть и не четыре с половиной года, а два) все равно угрожал юноше. В Российском государственном историческом архиве в Петербурге (РГИА) сохранились письма Ариадны Васильевны в совет Санкт-Петербургской Императорской Академии Художеств. В сентябре 1905 года из Казани она просила совет утвердить Александра в правах учителя рисования, черчения и чистописания (РГИА Ф. 789. Оп. 13. Д. 159. Л. 5). В октябре Рыбкин получил свидетельство на право преподавать рисование в средних учебных заведениях.

Вероятно, в 1909 году Александр с Ариадной Васильевной переехали из Казани в Москву, где Рыбкин устроился преподавателем живописи и рисунка в Женскую Учительскую семинарию (Зубовский бульвар, 13). В семинарии готовили учительниц для начальной школы.

Первое время в Москве Александр с матерью проживали в районе улиц Остоженка и Пречистенка – сначала в Молочном переулке, 2, а затем они переехали в дом по адресу Мертвый переулок, 11 (сейчас Пречистенский переулок). С 1914 года Рыбкин вместе с женой Елизаветой Петровной арендовали квартиру в доме по адресу Воздвиженка, 13.

Выставки общества “Московский салон” и группы “Независимые”

Известно, что Александр Рыбкин входил в московскую группу “Независимые”, наряду с такими известными художниками, как Наталья Гончарова, Казимир Малевич, Николай Рябушинский. Художники этой группы организовывали свои собственные независимые выставки – всего с 1907 по 1912 гг. было проведено шесть. Из каталогов выставок “Независимых” следует, что Александр участвовал только во второй выставке, которая открылась в 1908 году. Рыбкин выставил 14 картин, две из которых были эскизами, две без названия, один портрет, остальные назывались “Казань” (три произведения), “Евпатория” (два произведения), “Paris” (четыре произведения).

10 февраля 1911 года в помещении Экономического общества офицеров (здание Военторга) открылась первая выставка общества “Московский салон” под девизом “Терпимость всех верований в искусстве”. В предисловии к каталогу выставки учредители общества писали о том, что “острые грани направлений стираются о безграничность индивидуализма”, а также, что “нет старого и нового, нет низкого и высокого и все направления – равны, перед лицом Прекрасного, когда его отражают”. Александр Рыбкин представил на первой выставке “Московского салона” пять своих работ: “Портрет N.N.”, “Дама с обезьянкой”, “Старо-немецкий городок”, “В парке”, “Ландскнехты”. Вторая выставка общества открылась там же 18 декабря 1911 года. Через два дня вышла статья-обзор выставки в газете “Утро России”. Журналист Александр Кайранский особенно выделил художника Ивана Захарова, зато раскритиковал Александра Рыбкина: “Захаров же имеет подражателей. Так, явным подражанием ему является зализанный портрет работы г. Рыбкина, ужасно напоминающий вывеску магазина готового платья”. 12 ноября 1913 года общество “Московский салон” открыло четвертую выставку в помещении Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Александр Рыбкин представил только две картины – “Портрет M-lle Э.Т.Р.” и “На бульваре”.

В 1910 году Александр Рыбкин открыл свою собственную художественную школу в мастерской № 40 дома № 10 по Большой Садовой. Там он вел занятия предположительно в течение пяти лет– последнее упоминание о школе Рыбкина фиксируется в иллюстрированном путеводителе по Москве 1915 года.


Музей Булгакова продолжает собирать информацию по истории дома № 10 на Большой Садовой. Мы хотим рассказать историю каждой квартиры. Если вам есть чем поделиться — пишите нам на адрес dimaoparin@hotmail.com, звоните по телефону +7 (495) 699 53 66 и присоединяйтесь к проекту!